Лекция Введение 8 Что такое организационное поведение? 8 - страница 7

^ Лекция 6. Ценности, привычки и удовлетворение от работы


На основе этого материала вы сможете:

  1. Описать источник системы ценностей индивида.

  2. Перечислить доминантные ценности сегодняшней рабочей силы

  3. Обобщить соотношения между привычками и поведением .

  4. Выделить роль, которую играет постоянство в привычках.

  5. Объяснить, что определяет удовлетворение от работы.

  6. Установить соотношение между удовлетворением от работы и поведением.

  7. Описать текущий уровень удовлетворения от работы у американцев на рабочем месте.

  8. Идентифицировать четыре реакции служащего на неудовлетворение.



Ценности.

Ценности


Набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни

Базовые убеждения, что специфический тип поведения или конечное состояние существования персонально или социально предпочтительно противоположному или другому поведению или состоянию существования

Система ценностей

Иерархия, основанная на ранжированных по важности ценностях индивида

Важность ценностей

Ценности лежат в основе понимания привычек и мотивации, а также влияют на наше восприятие

Источники нашей системы ценностей

Значительная часть (около 40%) определена генетически. Остальные относятся к факторам национальной культуры, родительского диктата, учителям, друзьям и аналогичному влиянию внешней среды.

Ценности относительно стабильны и неизменны. Это объясняется их генетической природой и тем, как они вырабатывались. Обучение ценностям проходило в раннем детстве и имело черно-белый, без полутонов, характер. Тем не менее, при критическом к ним отношении, они могут как укрепляться, так и меняться.

Типы ценностей

Типология Элпорта

Теоретические. Большое значение придается выяснению истины посредством критического и рационального анализа

Экономические: Сосредотачиваются на полезности и практичности.

Эстетические: самая большая ценность придается форме и гармонии.

Социальные: Самая большая ценность придается человеческой любви

Политические: приоритет придается достижению власти и влияния

Религиозные: сосредотачивается на единстве бытия и познания космоса в целом.

Подход Рокеша.

Милтон Рокеш разработал подход к ценностям Рокеша ( Rokeach Value Survey (RVS)). Он выделил две группы ценностей

Конечные ценности

(Цели жизни)

Желаемые конечные состояния существования, цели, которых человек хотел бы добиться в течение своей жизни

Инструментальные ценности (Средства достижения целей)

Предпочтительный вид поведения или средства достижения конечных ценностей

Современные системы

Главные ценности американских работников, распределенные по трем видам работников

Руководители

Конечные

Инструментальные

Самоуважение

Честность

Безопасность Семьи

Ответственность

Свобода

Квалификация

Чувство Причастности

Амбициозность

Счастье

Независимость




Члены профсоюза

Конечные

Инструментальные

Безопасность Семьи

Ответственность

Свобода

Честность

Счастье

Смелость

Самоуважение

Незаисимость

Устойчивая Симпатия

Квалификация




Активисты

Конечные

Инструментальные

Равенство

Честность

Мир

Помощь

Безопасность Семьи

Смелость

Самоуважение

Ответствевнность

Свобода

Квалификация

Ценности, лояльность и этическое поведение

Доминирующие ценности современной рабочей силы США



Поколение

Время начала работы

Примерный текущий возраст

Доминирующие рабочие ценности

1. Поколение протестантской рабочей этики

С середины 40-х до конца 50-х

55-75

Упорная работа, консервативность, верность организации

2. Поколение существования

С середины 60-х до конца 70-х

40-55

Качество жизни, нонконформизм, писк независимости, верность себе

3. Прагматики

С середины 70-х до конца 80-х

30-40

Успех, достижения, амбиции, упорная работа, верность карьере

4. Поколение X

С 1990 до настоящего времени

меньше 30

Гибкость, удовлетворение работой, свободное время, верность отношениям



Жизнь поколения Х сформирована глобализацией, экономической стагнацией, падением коммунизма, MTV, СПИД’ом и компьютерами.

Отношение, позиция (Расположение).

Отношение

(расположение, позиция)

Оценочные установки или суждения, относящиеся к объектам, людям или событиям.

Познавательный компонент позиции



Часть позиции, основанная на вере или мнении

Аффективный компонент позиции

Часть позиции, основанная на чувствах или эмоциях

Поведенческий компонент позиции

Стремление вести себя определенным образом по отношению к кому-либо или чему-либо

Источники позиции

Подобно ценностям – родители, учителя и др. Однако, в отличие от ценностей, позиции меняются гораздо легче.

Типы позиций

В организационном поведении будем выделять те позиции, которые существенны для рабочего процесса.

Удовлетворение работой

Вовлеченность в работу

Вовлеченность в работу

Увлеченность работой

Уровень, с которым личность идентифицирует со своей работой активное участие в ней и рассматривает свои рабочие характеристики важными для самооценки

Принадлежность к организации

(Приверженность организации)

Уровень, с которым служащий связывает себя с организацией и ее частными целями и предполагает поддерживать членство в организации

Таким образом, вовлеченность в работу означает идентификацию индивида с конкретной работой, а приверженность организации – идентификацию индивида с конкретной организацией.

Позиция и постоянство.

Исследования показывают, что индивиды ищут постоянства в своих позициях и между позицией и поведением. При рассогласовании прилагаются усилия для приведения позиции и поведения в равновесие, либо для поиска рационального объяснения ситуации. Вы видели, как люди меняют сказанное ими так, чтобы оно не противоречило тому, что они делают.

Теория когнитивного диссонанса.

когнитивный диссонанс

Некоторое несоответствие между двумя или более позициями или между поведением и позициями

Leon Festinger в конце 50-х гг. предложил теорию осознанного диссонанса. Осознавая несоответствие между своими позициями или между позицией и поведением, люди ощущают дискомфорт, который они пытаются уменьшить, объясняя эти несоответствия или меняя позиции.

Оценка связи между позицией и поведением

Логично предположить, что поведение во многом определяется позицией. Люди смотрят те передачи, которые им нравятся, а служащие избегают поручений, которые им не по вкусу.

Однако исследования 60-х гг. показали, что это не так. ^ Поведение не связано или очень слабо связано с позицией.

Модерирующие переменные. Одним из способов, помогающих уточнить зависимость между позицией и поведением, является использование более конкретных определений позиций и поведения. Другим модератором являются социальные ограничения поведения.

Теория самовосприятия.

Возможна постановка обратного вопроса: “Как поведение влияет на позицию?”

Теория самовосприятия

Позиции используются после осознания действия, которое уже произошло

Интересно, что связь между поведением и позицией гораздо более выражена. Мы гораздо лучше находим причины тому, что мы сделали, нежели делаем то, что имеем причины сделать.

Применение: обзор позиций.

Одним из популярных способов изучения позиций служащих является метод обзора позиций.

Обзор позиций,

опросники

Получение от служащих ответов на вопросы, как они ощущают свою работу, рабочие группы, руководителей и/или организацию



Позиции и разнообразие рабочей силы.

Менеджеры все больше сталкиваются с проблемами, связанными с изменением отношения и позиций служащих по отношению к расовым, половым и другим признакам разнообразия. Фраза, которая пятнадцать лет назад могла служить комплиментом представителю противоположного пола, теперь может стать источником конфликта. 47% американских компаний с числом служащих более 100 регулярно проводят специальные тренинги, сглаживающие трудности диверсификации рабочей силы.

Удовлетворение работой.

Как оценить удовлетворенность работой, удовлетворено ли сегодня работой большинство рабочих? Каково влияние удовлетворенности работой на производительность, пропуски работы и текучесть кадров?

Оценка удовлетворенности работой.

Предварительно мы определили удовлетворение работой как основную позицию индивида по отношению к его или ее работе. Напомним, что работа для человека - не только заполнение бумаг, ожидание заказчика или вождение грузовика. Работа требует взаимодействия с коллегами и начальниками, соблюдения организационных правил и политики, удовлетворение стандартам качества, жизнь в рабочих условиях, которые часто далеки от идеала и т.п. Следовательно, нам нужно оценить позицию служащего по отношению ко всему комплексу этих условий.

Используется два основных подхода: это

единый глобальный рейтинг и

суммирование оценок отдельных составляющих работы.

В первом случае служащему задается один вопрос: “Учитывая все факторы, насколько вы удовлетворены своей работой?” и предлагается обвести кружком оценку от 1 до 5 , что соответствует диапазону от “полностью удовлетворен” до “полностью неудовлетворен”.

Второй подход несколько сложнее. Выделяется несколько ключевых факторов и служащему предлагается оценить их по отдельности. Такими факторами обычно являются вид работы, руководство, текущая зарплата, возможности продвижения и отношения с коллегами. Эти оценки приводятся к стандартной шкале и складываются для получения полной оценки удовлетворенности работой.

Какой из подходов лучше? Интуитивно склоняешься ко второму, он кажется более научным. Однако здесь интуиция обманывает, здесь именно тот случай, когда простота выигрывает у сложности. Глобальный рейтинг оказывается более объективным.

Состояние удовлетворения работой на рабочем месте сегодня.

Удовлетворены ли американские рабочие работой? В основном да, причем эта оценка достаточно постоянна – от 70 до 80%. Пожилые рабочие показывают наивысшие цифры (92% для рабочих старше 65 лет), молодые – до 25 лет – достаточно высокий процент – 72%.

За исключением конца 70-х годов, когда удовлетворение работой несколько упало для всех групп рабочих, этот показатель стабилен в течение десятилетий, как в периоды экономического подъема, так и во время спада.

Что определяет удовлетворение от работы?

Работа, требующая умственных усилий (Mentally challenging work). Служащие часто предпочитают такую работу, которая позволяет им использовать их профессиональные способности, предполагает решение разнообразных задач, свободу и возможность увидеть, насколько удачно она выполняется

^ Соответствующие поощрения. Служащие предпочитают систему оплаты и политику продвижения, которые понятны, справедливы, и соответствуют их ожиданиям. При этом далеко не всегда в виде поощрения предпочитаются деньги.

^ Поддерживающие рабочие условия. Комфортабельные и безопасные условия труда, освещение, вентиляция и др.

Поддерживающие коллеги.

Не забывайте о соответствии личности и работы.

Влияние удовлетворения от работы на рабочие характеристики служащих.

Удовлетворение и производительность. Считалось, что здесь есть тесная связь – счастливый рабочий – производительный рабочий - и на этом базировались патерналистские теории, совместные пикники, рабочие команды, советы служащих и др. Оценка коэффициента корреляции, однако, невысока - +0,14. Введение модерирующих коэффициентов, учитывающих внешние воздействия, несколько уточняет эту зависимость. Так скорость работы оборудования сильнее влияет на производительность рабочего, чем его удовлетворение. Производительность брокеров сильнее зависит от поведения рынка ценных бумаг.

Гораздо отчетливей просматривается обратная связь – высокая производительность вызывает большее удовлетворение работой.

Переход на более высокий уровень рассмотрения позволяет уточнить ситуацию. Если рассматривать удовлетворение и производительность на уровне всей организации, то выясняется, что организация с более удовлетворенными служащими более производительна, чем организация с менее удовлетворенными служащими.

^ Удовлетворение и пропуски работы. Здесь отчетливая обратная зависимость. Однако корреляция умеренна – 0,40.

Удовлетворение и текучесть рабочей силы. Здесь также обратная зависимость. Однако такие факторы, как условия рынка рабочей силы, надежды на другие возможности работы, расстояние от дома до организации могут оказаться существенными.

Как служащие могут выразить неудовлетворение.



Деструктив.

Активное

Конструктив.

УХОД




БОРЬБА










ИГНОРИРОВАНИЕ




ЛОЯЛЬНОСТЬ

Пассивное



Уход

Неудовлетворенность, выраженная поведением, направленным на уход из организации

Борьба

Неудовлетворенность, выраженная активными и конструктивными требованиями улучшить условия

Лояльность

Неудовлетворенность, выраженная пассивным ожиданием улучшения условий

Игнорирование

Неудовлетворенность, выраженная тем, что условиям позволяют делаться еще хуже.

0917257595444928.html
0917319359391646.html
0917435953643718.html
0917531876649519.html
0917595179460678.html