Во втором параграфе второй главы «Динамика ценностей студенчества технических вузов Иркутска как жизненных стратегий»

Во втором параграфе второй главы «Динамика ценностей студенчества технических вузов Иркутска как жизненных стратегий» изучались тенденции изменения ценностного поля студенчества технических вузов начала (первый курс) и окончания обучения (четвертый курс) – в сравнении.

Проведенное исследование показало, что за время обучения, студенты постепенно определяю свою жизненную позицию, обретают стремление раскрыть свои способности, самовыразиться, но «остывают» к нуждам других людей. Фактор смысложизненной ориентации, состоящий в том, чтобы «найти себя», «раскрыть свои способности», «самовыразиться» усиливается от первого (41,6% студентов) к четвертому курсу (60,6%).

Усиливается направленность студентов на индивидуальные ценности. К концу обучения студенты не только не становятся «человечнее», но еще дальше «уходят» от ценностей общего блага и желают личной самореализации «для успеха», получения высоких доходов, обеспечения себя новыми благами.

Экономические ценности являются высоко значимыми как для студентов первого, так и четвертого курсов. Более 90,0% студентов первого и четвертого курсов заявили о том, что для них необходимо в будущем иметь высокооплачиваемую работу, повысить собственное благосостояние, решить жилищную проблему. Диссертантом установлено, что по мере приближения к выпуску из вуза значение экономических ценностей только усиливается, а отношение к этим ценностям, как к терминальным, закрепляется.

Более 2/3 студентов поступили в вуз для того, чтобы в дальнейшем получить профессию и высокооплачиваемую работу. Мечтают о том, чтобы работа приносила удовлетворение, 65,6% студентов первого курса и 68,7% студентов четвертого курса, однако студенты далеки от мысли, что только в труде, посредством профессионального самовыражения может состояться человек, что удовлетворение может приносить сам процесс труда. Студенты видят удовлетворение от такого «труда» только в его «вознаграждении».

Образование для студентов имеет утилитарное значение, оно служит средством получения работы с высокими доходами. Подобные настроения среди студентов усиливаются к концу обучения. Практически 2/5 студентов (43,9% четвертого курса против 31,6% первого курса) признаются, что пришли в вуз только за дипломом. Что же касается научных ценностей, то их влияние не только не растет, но даже падает (занятие наукой является целью лишь для 4,3% студентов первого и для 1,0% четвертого курса), а образовательная среда, в которой находятся студенты, не способствует увеличению влияния научных ценностей на жизнь студентов. К концу обучения не только в сознании, а уже и в поведении, студенты демонстрируют пренебрежение ко всему, что не связано с деньгами, доходом, материальным благополучием.

Диссертантом установлено, что значимость семейных ценностей за время обучения в вузе выросла. Считают, что создание семьи обязательно необходимо78,0% студентов первого и 90,4% студентов четвертого курсов. Уменьшилось число колеблющихся в необходимости создания семьи с 16,7% до 7,6%. Как и семейные, телесные ценности занимают одно из ведущих мест в системе жизненных приоритетов современного студенчества. Жизнь и здоровье своей главной ценностью назвали 22,5% студентов первого и 14,1% - четвертого курсов. Примерно одинаковое число студентов на первом и четвертом курсах считают, что заботиться о своем здоровье нужно: 96,7% студентов первого и 96,5% - четвертого курсов. Однако за время обучения в вузе число студентов, регулярно (ежедневно) занимающихся спортом, несколько меняется с 29,7% студентов первого до 15,2% - четвертого курсов. Цифры говорят о том, что студенты к концу обучения в вузе занимаются спортом реже. Подтверждаются выводы о разорванности ценностного сознания и поведения студенчества. Телесные ценности остаются значимыми в сознании студенчества, но не в действительности. Здоровье признается значимой ценностью на словах, но заботиться о нем в повседневной жизни студенты не считают нужным. Занятия спортом осуществляются регулярно только первых курсах, когда физкультура входит в обязательную программу обучения студентов. На последних курсах, когда нет дополнительного стимула (необходимость получить «зачет» по физкультуре), занятия спортом прекращаются.

Практически та же ситуация наблюдается и при анализе экологических ценностей: 67,0% первокурсников и 72,2% студентов четвертого курса считают, что «надо жертвовать экономической выгодой ради сохранения природы». В то же время активных действий по защите окружающей среды студенты не совершают. В акциях защитников окружающей среды участвуют регулярно 7,7% студентов первого и 3,5% - четвертого курсов. Разрыв ценностного сознания и поведения в этом случае только увеличивается, к концу обучения в сознании студентов значимость этой ценности усиливается, а вступают во взаимоотношения по этому поводу меньшее число респондентов.

Ценности культуры признаются современным студенчеством довольно активно: Однако к четвертому курсу показатели всех ценностей культуры снижаются, за исключением ценностей культуры, проявляющихся в повседневном общении (52,5%). Это и не удивительно, поскольку влияние на их формирование оказывает семья (78,1%) и друзья (88,2%). Деятельность студенчества в сфере культурных ценностей сводится, главным образом, к потреблению, а не к производству. Небольшой процент студентов обсуждает волнующие их смысложизненные проблемы. Налицо духовное одиночество современного студенчества.

Диссертант отмечает рост религиозности студенчества за время обучения в вузе (считают необходимым верить в Бога, в высший разум 49,3% первокурсников и 52,5% студентов четвертого курса; считают необходимым посещать церковь 49,7% студентов первого и 62,6% четвертого курсов). В условиях действительного идеологического плюрализма, в условиях отсутствия диктата центральной политической власти, отсутствия единой национальной идеи религиозная идея становится той идеей, с которой студенческая молодежь все более идентифицирует себя – «свято место пусто не бывает». По мере взросления студенты воспринимают ее не как социальный институт сохранения традиций, культуры, общечеловеческих ценностей, а как веру и утешение. Другими словами, ценности Добра в сознании студентов оторвались от ценности Истины. Иллюзорность спасения «целого» хотя бы в своей голове – это, на взгляд диссертанта, вполне объяснимая рефлексия студентов (хотя и не осознанная ими), на кризисную ситуацию современности и возможный, в данном случае чувственно выраженный, вариант выхода из грозящего краха. Несмотря на отмеченный рост религиозности студенчества, вера, религия, как ценность в иерархии ценностей, к четвертому курсу уступает свое место другим ценностям. Скорее всего, снижение рейтинга религии, как ценности, связано не с разочарованием студентов в идеалах веры, а с тем, что другие ценности (экономические, образования) начинают преобладать и оказывать влияние на жизнь студента.

В отношении к политическим ценностям за время обучения в вузе серьезных изменений не произошло, но отмечено небольшое падение значимости этих ценностей. Существенное изменение мнения произошло по поводу безвозмездного труда на благо Родины, примерно 27,3% студентов первого и только 9,6% четвертого курса готовы к подобному труду. Как видно, долг и Родина вытеснены сегодня, как ценности, более востребованной студенчеством ценностью экономической, так же как и ценности демократии. Студенты на словах приветствуют демократизацию, на деле – отчуждены от нее. Студенты в практической жизни не созрели для того, чтобы «проглотить» даже имеющуюся порцию демократии.

За время обучения в вузе растет значение таких ценностей как честь, порядочность, дружба и падает значение ценности нравственность, увеличивается число студентов, желающих поступать нечестно. Смысл жизни «быть нужным другим» актуален для 27,8% студентов первого и 24,7% четвертого курса. На взгляд диссертанта, это связано с тем, что студенты становятся более прагматичными, но считают, что имеют право рассчитывать на такие моральные качества в других, которых не обнаруживают у себя.

Эстетические ценности не являются ведущими ценностями, определяющими поведение молодежи. За время обучения увеличивается количество студентов, посещающих театры, концерты, выставки, что свидетельствует о некотором увеличении значимости эстетических ценностей. Однако приобщаться к культурному наследию прошлого считают обязательно нужным лишь 20,1% студентов первого и 24,2% четвертого курсов, в иерархии жизненных ценностей студенты ставят эстетику на последнее место.

Таким образом, за время обучения в вузе студенты постепенно определяют свою жизненную стратегию. Осознается значимость религиозных, экологических, витальных, социальных ценностей, однако эти ценности отодвигаются «на второй план», поглощаются более прагматичными экономическими ценностями. Усугубляется ценностный кризис студенческого сознания, который проявляется в переворачивании исконного отношения: в сознании ценности есть, в действительности – нет. Для формирования ценностей студенчества наступил наиболее драматичный момент, опасный, с точки зрения расплывчатости, размытости, несфокусированности на общечеловеческих ценностях и идеалах, и разрастания (как раковой опухоли) одной ценности – ценности экономического успеха и жажды материального потребления все новых и новых благ

Проведенное исследование выявило не отдельные легко устранимые с помощью локальных мер воздействия «отклонения», а большой крен ценностного сознания современного студенчества в пользу экономических ценностей и в ущерб общему благу. За прошедшие 20 лет в России сменился основной вектор направленности жизненных установок студенчества – от Целого к индивидуальному. Человек перестал самоосуществляться, наблюдается распад множества связей современности. Ценности даже в сознании студентов технических вузов не выстраиваются в сопряженную, внутренне логичную цепочку. Все это свидетельствует о глубоком кризисе системы ценностей современного студенчества.

^ В заключении диссертационного исследования автор подводит итоги работы, обобщает полученные данные, формулирует теоретические и практические выводы и обозначает перспективы дальнейших исследований, связанных с полученными результатами.

^ Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

  1. Леденцов Д. С. Смысложизненные приоритеты и ценностные ориентации современной молодежи / Д. С. Леденцов // Вторые забайкальские социологические чтения. Материалы конференции. - 27 мая 2004 г. – Чита, 2004. – С. 127 – 134;

  2. Леденцов Д. С. Классификация ценностей / Д. С. Леденцов // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2007. - Т. 2. - №1 (29). - С. 229 – 231.

  3. Леденцов Д. С. Генезис ценности / Д. С. Леденцов // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2007. - Т. 2. - №2 (30). - С. 133 – 137.

  4. Леденцов Д. С. Ценности современного студенчества / Д. С. Леденцов // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2007. - Т. 2. - №3 (31). - С. 129 – 138.



0917642770264490.html
0917742156329269.html
0917906555184545.html
0918002000383658.html
0918082656561443.html